Статьи:Почему я занимаюсь тайцзи-цюань

Материал из РЕГИОНАЛЬНЫЙ САЙТ ШКОЛЫ ВИКТОРА СЯО. КРАСНОДАР. КОМПЛЕКС ШИ МИНА. ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ.

Перейти к: навигация, поиск

Vk thumb.png Youtube.png

* Вернуться в рубрику "О Тайцзи"


Почему я занимаюсь тайцзи-цюань


На занятиях в группах часто возникает вопрос о цели занятий, о том, что они могут дать практикующему. Свои личные наблюдения за другими практикующими и за собой лично и побудили написать это сообщение в качестве ответа на вопрос.

Так уж повелось в нашем современном “эффективном” обществе, что люди в основной своей массе перестали заниматься чем-то без чётко-определенной цели. С одной стороны такой подход, безусловно, помогает отделить зерна от плевел и не тратить драгоценное время жизни на сомнительные занятия, выдвигать критерии к услуге, которую мы получаем, и стоимости, которую мы за неё платим. В обществе потребления, когда на прилавках магазинов есть практически всё (исключая только, пожалуй, пилюлю счастья, или, на худой конец, бессмертия), такой подход помогает сориентироваться, определиться с потребностями и с эффективным способом их удовлетворения. Сам я также пользуюсь этим подходом к тем сферам жизни, в которых он применим. Но, к моему большому сожалению, всё больше наблюдаю его проявления и в сферах других, которые я условно называю “корневыми”, к которым я, в том числе, отношу и практику тайцзи-цюань в школе Виктора Сяо. Проблема применения “эффективного’” подхода с жёстко определенными целями и критериями в этих сферах на практике становятся совсем не эффективными. Давайте в качестве примера посмотрим на то, с чем приходят люди на занятия, что они получают и что могут получить от занятий в реальности.

Вот несколько стереотипов, которые закрепились за тайцзи-цюань в обществе, и за которыми, в большинстве случаев, и приходят люди. Так например, считается, что тайцзи-цюань позволяет:

- Развить чувствительность;
- Решить некоторые проблемы со здоровьем;
- Развить боевые навыки;
- Снять стресс;
- Разобраться с психологическими проблемами;
- Наладить отношения с людьми.

Есть ещё, конечно, чисто клубный подход, когда люди приходят просто хорошо провести время, или за восточным колоритом, или поставить очередную галочку (изучить какую-то форму, познакомиться с известным мастером…), и другие, но не будем о них подробно.

Под запросы клиента рождается и предложение: “приходи заниматься и решишь все перечисленные проблемы с помощью древней таинственной китайской практики”, и люди идут, хотя в реальности для вопросов самообороны проще пойти в секцию бокса или рукопашного боя, большинство психологических и медицинских вопросов — решить с помощью профильного специалиста. Поставленная цель этими средствами решается намного эффективнее чем в тайцзи-цюане – больший результат за меньшее количество времени и усилий. Что же получается, тайцзицюань не нужен, не эффективен, отжил своё? Отчасти да, так и есть — локальные задачи можно решить более понятным, доступным, а значит простым и эффективным методом. Зачем же тогда заниматься тайцзи-цюанем? Что он может дать занимающемуся ? Ответ и прост, и сложен одновременно — тайцзи-цюань, проигрывая на короткой дистанции, тем не менее, даст фору любой из дисциплин на длинной. И это не покажешь за одно-два занятия, и не всегда сформулируешь за год или за 5 лет — масштаб совсем иной. В этом масштабе должна меняться и логика поведения, и логика постановки и достижения целей. Необходимо длительное занятие тайцзи-цюань, постижение его пути и пути мастера, у которого занимаешься.

В классике это решалось очень просто — следованием за учителем и беспрекословным подчинением ему. В хорошей школе это было именно то средство (а не цель, как принято сейчас считать), которое позволяло передать искусство, полноценно обучить ученика, довести его до того результата, о котором ученик и не мог помыслить при поступлении в ученичество, не имел должной мотивации и личных сил для его достижения. Но времена меняются — на слово сейчас верить опасно и под личиной мастера часто скрывается прохиндей, обеспечивающий собственные краткосрочные цели за счёт других. Мало кому везёт сейчас встретить искусство и мастера, способные изменить его мироощущение в корне.

Что же вкладывается в термин “корневая практика”, который прозвучал вначале? Это практика, которая меняет саму основу мировосприятия. Поймите пожалуйста правильно — речь не об изменённом состоянии сознания, речь скорее о тех трансформациях, которые могут происходить с человеком в процессе набора и осмысления им жизненного опыта — мудростью, постижением Природы вещей, Дао. И в этом контексте тайцзи-цюань — это очень хороший полигон для набирания такого опыта. В повседневной жизни, в потоке задач, которые нужно решить срочно, мы часто откладываем вопросы важные, на первый взгляд, может быть, даже где-то абстрактные, но ответы на которые в конечном счёте формируют наш характер, личность и определяют, что мы за человек. Это и вопросы отношений с другими людьми (муж-жена, начальник-подчинённый, родитель-ребёнок…), вопросы финансовые (своё благополучие и благополучие окружающих), вопросы жизненных приоритетов в конце концов (материальное — духовное), и так далее. Все эти вопросы можно свести к одному большому: как жить в гармонии с собой и с миром, который нас окружает? То, как человек на этот вопрос отвечает (или не отвечает), и определяет то, как он живёт, его потребности, цели, которые он ставит и способы, которыми он считает возможным достигнуть этих целей. Любое изменение этой основы (корней) отражается сразу на всем остальном. Получается что даже небольшой сдвиг основы приводит к десяти тысячам изменений во всех сферах жизни, “двинулось одно, двинулось всё” как говорят у нас в тайцзи-цюане. Вот теперь и посчитайте, сколько эффективного времени вам потребуется, чтобы отрегулировать тысячу сторон своей жизни и сколько на то, чтобы обратиться к корням и поработать над основой, над гармонией инь и ян в поле искусства тайцзи-цюань.

В заключение скажу, что этот аспект тайцзи-цюаня Виктор Сяо неизменно подчеркивает на занятиях — он более важен чем все те эффекты, которые сейчас принято выносить на первое место. Он не отменяет боевого, оздоровительного и прочих аспектов практики, но без него эта практика становится просто чудаковатой китайской гимнастикой, неэффективной тратой времени жизни.


ЛУМП, 12 октября 2018 г.



Сообщите о нас друзьям в Вашей социальной сети и мы будем БЕЗМЕРНО рады!


©  Студия Тайцзи Виктора Сяо, 2008—2021
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.